Космонавт № 27: Олег Макаров

 

Мемориальный комплекс

летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева

Космонавт № 27: Олег Макаров

 

Макаров Олег Григорьевич – 27-й космонавт СССР (России), 65-й космонавт мира.

Родился 6 января 1933 года в селе Удомля (ныне город Тверской области) в семье военнослужащего.

В 1957 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана, работал в легендарном «Конструкторском бюро Королёва» — ОКБ-1, участвуя в разработке первых пилотируемых космических кораблей.

С 1966 года — в Отряде космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз».

В 1965 – 1969 годах Макаров входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Макаров входил в состав второго экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21 – 27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США – «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

Макаров также был вторым членом главного экипажа, который, по предварительным назначениям, должен был выполнить (в сентябре 1968 г. — согласно графику советской программы от 1967 г.) первую экспедицию на Луну с высадкой на неё командира экипажа Леонова (Макаров должен был оставаться на окололунной орбите) по параллельной лунно-посадочной программе, которая также была отменена ввиду начавшегося отставания СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11» в июле 1969 года.

 

Первый полет

С 27 по 29 сентября 1973 года в качестве бортинженера КК «Союз-12» вместе с В.Лазаревым. Позывной: «Урал-2».

Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды.

 

С ноября 1973 по декабрь 1974 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа первой экспедиции (ЭО-1) на ДОС-4 («Салют-4»), вместе с Василием Лазаревым. 11 января 1975 года во время старта корабля «Союз-17» был дублером бортинженера корабля.

С 15 января по март 1975 года проходил подготовка в качестве бортинженера основного экипажа по программе второй экспедиции (ЭО-2) на ДОС-4 («Салют-4»), вместе с Василием Лазаревым.

 

Суборбитальный полет

5 апреля 1975 года КК «Союз», пилотируемый В.Лазаревым и О.Макаровым, не вышел на орбиту из-за аварии РН при отделении 2-й ступени. Максимальная высота полета составила 192 км. Спускаясь по баллистической траектории, космонавты испытали максимальную пиковую в 21,3g (при том, что расчетная перегрузка в аварийных режимах баллистического полета не должна была превышать 15 единиц). СА с экипажем приземлился на склоне одной из гор Алтайской области. Эвакуация экипажа была произведена только на следующий день. Позывной: «Урал-2».

Продолжительность полета составила 21 минута 27 секунд.

 

С октября по декабрь 1977 года проходил непосредственную подготовку в качестве инженера основного экипажа по программе первой экспедиции посещения (ЭП-1) ДОС-5 («Салют-6»), вместе с Владимиром Джанибековым.

 

Второй полет

 

С 10 по 16 января 1978 года в качестве бортинженера КК «Союз-27» вместе с В.Джанибековым. Позывной: «Памир-2».

Продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 58 минут 58 секунд.

 

С октября 1978 до лета 1979 года проходил подготовку для первого испытательного полета на КК серии «Союз Т» в качестве бортинженера второго экипажа, вместе с Леонидом Кизимом. Программа полета была пересмотрена, и корабль «Союз Т» полетел в беспилотном варианте.

 

С октября 1979 по май 1980 года проходил подготовку к первому пилотируемому испытательному полету КК «Союз Т» во втором (дублирующим) экипаже, вместе с Леонидом Кизимом. 5 июня 1980 года во время старта «Союз Т-2» был дублером бортинженера корабля.

 

С июня по ноябрь 1980 года проходил подготовку ко второму испытательному полету КК «Союз Т» в пилотируемом режиме, а также по программе ремонта ОС «Салют-6» в качестве бортинженера первого экипажа, вместе с Леонидом Кизимом и Константин Феоктистов. В октябре 1980 года Константин Феоктистов был заменен Геннадием Стрекаловым.

 

Третий полет

С 27 ноября по 10 декабря 1980 года в качестве бортинженера КК «Союз Т-3» по программе экспедиции посещения (ЭП-9) ОС "Салют-6" с задачей ремонта системы терморегулирования станции, вместе с Л.Кизимом и Г.Стрекаловым. Позывной: «Маяк-2».

Продолжительность полета составила 12 суток 19 часов 7 минут 42 секунды.

 

Умер 28 мая 2003 года от сердечного приступа (инфаркт). Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

 

 

Материалы:

1. http://gctc.ru/

2. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. И.Б.Афанасьев, Ю.М.Батурин, А.Г.Белозерский и др. Под ред. Ю.М.Батурина. М.: Издательство «РТСофт», 2005. – 752с.: ил.

3. Возвращение из космоса. Хронология посадок пилотируемых кораблей 1961 – 2011 г.: (альбом) / (авт.: И.Б.Афанасьев, А.В.Глушко, Ю.М.Желтоногин). – М.: Фонд «Русские Витязи», 2012. – 360 с.: фот.

 

 

 
 
 
 
 
         
 
 
 
 
 
 
         
 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".